Роза Хазиева Издательство: Литера, 2021 Книга для совместного чтения с детьми Сборник рассказов и сказок петербургского педагога-психолога Розы Хазиевой предназначен для совместного чтения с детьми. Истории помогут взрослым обсудить с ребенком разные жизненные ситуации, например, как относиться к неудачам, что такое настоящая дружба, как не бояться делать ошибки и исправлять их. Кроме того, в каждом рассказе есть позитивные утверждения, призванные помочь ребенку поверить в себя и свои силы. Для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников.
Мурашова, Кривец Издательство: Дискурс, 2020 Книга для родителей Когда ребенок приходит в этот мир, мы хотим, чтобы он был счастлив. Но в какой-то момент начинаются сбои, и встает вопрос: как все исправить? Кто-то ищет ответ в интернете, кто-то - в книгах по детской психологии, а кто-то идет на прием к специалисту. Популярный практикующий детский и семейный психолог Катерина Мурашова помогает родителям найти выход из сложных ситуаций как в своем кабинете в одной из поликлиник Санкт-Петербурга, так и на лекциях, в статьях, книгах. Новая книга, в которой собраны размышления автора на различные темы, связанные с воспитанием детей, станет хорошим подспорьем для тех, кто хочет грамотно выстроить взаимоотношения со своим ребенком.
Юлия Гиппенрейтер Издательство: АСТ, 2021 Книга для родителей Юлия Борисовна Гиппенрейтер — одна из самых известных в России детских психологов. В новой книге Юлия Борисовна отвечает на самые острые и актуальные вопросы родителей и показывает, как разговаривать с детьми, чтобы создать доверительные и по-настоящему близкие отношения. Огромный практический опыт автора, реальные случаи из жизни, живые и выразительные иллюстрации делают эту книгу незаменимым помощником для всех мам и пап.
Николай Козлов Издательство: Эксмо, 2019 Книга для родителей Если вам приходится краснеть за ребенка в магазине или в гостях, убирать за ним игрушки или собирать портфель, оправдывать дерзкие выходки "возрастными кризисами" — вы точно делаете что-то не так. Благодаря советам Кевина Лемана — всемирно известного психолога с 30-летним опытом — вы наладите отношения с ребенком, забудете об истериках и ссорах и станете таким родителем, каким всегда хотели быть. - В понедельник вы научитесь быть последовательными и не поддаваться манипуляциям. - Во вторник узнаете, что влияет на характер и поведение ребенка. - В среду определите, какой у вас стиль воспитания и как изменить его к лучшему. - В четверг поймете, как растить детей самостоятельными и ответственными. - В пятницу составите эффективный план действий и увидите первые результаты.
Какой я родитель?
Статьи / Детская психология
Галина Зарипова
Автор статьи: Психолог
От автора: однажды, под хорошей статьей мною нежно любимой Екатерины Мурашовой, я увидела гневное послание. Комментатор - мама писала о том, как же надоели эти дурацкие психологи, ратующие сначала за одну идею, через некоторое время – за противоположную ей. «А бедным родителям разовраться что ли?!» - возмущенно писала – «Определитесь уже, что правильно, а что – нет, и потом уже людей учите!»
Втягиваться в холивар* или вести борьбу за чистое имя автора, мне не хотелось. Но мысль, как заноза, застряла и вертелась до рождения темы о традициях.
Исторически сложилось, что последние сто лет в нашей стране пошатнули немало устоев. У молодых родителей возник конфликт между «Меня так воспитали, и ничего, человеком стал!» и «Я не хочу такого воспитания своему ребенку!»
Что же делать? К какой стороне правды родителям примкнуть? Ведь и те, и другие участники холивара* под названием «Воспитание ребенка» одновременно правы и неправы. Я и сама, будучи молодой мамой, прошла путь становления родительства от простого копирования и отрицания до осознавания своих желаний.
Какой я родитель
Оглядываясь назад, я вижу, как мне не хватало той информации, что передают по женскому роду, не хватало ясных знаний об устройстве семьи. Не хватало того, что в прошлом веке передавалось просто и естественно. Не хватало преемственности поколений. Зато с избытком внедрялись и отвергались разнообразные привычки, порой возводимые в ранг ритуальных действий. Помните, «Мы наш, мы новый мир построим…»?
Отрицая прошлый опыт, обесценивая его - мы не только лишаем себя родителей свободы выбора, но и загоняем в тупик.
«Я не хочу воспитывать сына так, как меня – моя мама» - говорит мне молодая женщина и продолжает – «Научите, как не повторить ее ошибок?»
Отвечая ей, могу предложить три способа, как воспитывать детей.
Привычный – пусть все идет так, как есть. Делать все то, что делали ваши родители, не проверяя и анализируя, подходит ли такой стиль вам и вашему ребенку сейчас. Очень простой способ. Не требует вдумчивости и усилий. Хотя порой, придется приложить силы в том месте, где ребенок начнет яростно или тихо сопротивляться вашим словам и действиям.
Традиционный способ подходит тем, кто готов потратит часть своих усилий на поиск подходящего варианта. Обычно такие родители в курсе всего происходящего в педагогике и детской психологии. Они выбирают одну систему и целенаправленно следуют ее традициям. Вальдорфская методика, Монтессори, японская система воспитания, раннее развитие, эко-воспитание и прочие системы. Достаточно сложный и требующий много усилий и времени способ.
Уникальный способ. Тот, что подходит именно вам и вашему ребенку. Такой стиль родительства включает в себя анализ семейного воспитания и традиций, проверку на предмет целесообразности действий, тестирование способа, поиск оптимального решения. При таком стиле воспитания каждая возникающая ситуация рассматривается со всех сторон и для нее нет готового ответа.
Все три стиля родительства пересекаются между собой, накладываются друг на друга. Среди них нет правильного, хорошего или верного. И каждый родитель может выбрать для себя тот, который ему ближе.
Как только в семье появляется ребенок, двум взрослым людям приходится решать много проблем и задач. Но мало кто задается вопросом: "А какой я родитель? Как я воспитываю ребенка?"
Зная свои колючки и цветочки, пройти путь воспитания гораздо легче. Я приглашаю на встречу-знакомство со своим внутренним родителем.
*Холивар — общее название споров между людьми, являющимися приверженцами диаметрально противоположных мнений, которые они не желают менять.
Я-родитель или домомучитель?
Статьи / Детская психология
Юлия Михайловна Уханова
Автор статьи: Психолог, Онлайн Консультант
Я родитель или домомучитель?
В своей работе я часто сталкиваюсь с бесконечными жалобами родителей на не послушание детей: «Сколько не наказывай моего ребенка – всё без толку!», «Ему говоришь, и как горохом об стенку!», «Мы такими в детстве не были. Нас ремнем по чём попало били, но мы понимали, что за дело наказывают! Терпели! Исправлялись!»
Далее, идет перечисление всех методов, которые уже были использованы родителями и доказали свою неэффективность. Выслушав отчаявшихся взрослых, я предлагаю им вспомнить: сколько раз за день, приказным тоном, они говорят ребенку - что и как ему делать? А сколько раз они используют просьбы, в качестве побуждения к действию? Как они мотивируют ребенка выполнить сказанное ими?
Многие теряются при ответах на эти вопросы, убеждая меня, в том, что сколько не проси – ребенок остается глух к «простому, русскому языку». И на смену словам, приходят действия - те самые наказания!
Чаще всего родители прибегают к «санкциям», когда чаша их терпения переполнена. Когда кажется, что невозможно остановить свой поток негатива, изливающийся наружу, в виде крика, шлепков, ударов.
Родитель накапливает в себе злобищу, выплескивает ее на отпрыска, а затем винит себя и стыдит, в случае, когда наказания были слишком суровы, а затем ищет помощи и оправдания своих действий у других взрослых. После, наказывающий понимает, что поступил неправильно, но, не отступает, не просит прощения, продолжает «гнуть свою линию».
Либо укрепляется во мнении о том, что наказание – это практически единственный способ воспитать из непослушного дитя - настоящего человека! Ведь именно так воспитывали и его самого!
Чего только стоят эти «бабушкины рассказы» об углах, где дети стояли на коленях, а на полу был рассыпан горох? Или больше того: использование розги и канцелярских линеек в школах, где за каждую провинность можно было схлопотать по рукам или спине? Или наказание «по методу Пушкиной»: мама Александра Сергеевича могла месяцами (!) не разговаривать с сыном, игнорируя его попытки к примирению…
Наше поколение не отстает от предшественников: сплошные запреты – нельзя сладкого/игр/гаджетов/прогулок/выходить из комнаты (иногда запрещается сразу все перечисленное). Ребенку ничего не остается как взбунтоваться, и к подростковому возрасту задать родителям перцу, свергнув их власть!
Взрослые привыкают командовать маленькими – так проще и понятнее, так исторически сложилось, так «растет дисциплина». В итоге, воспитание превращается в процесс дрессировки: сделал все правильно – получи поощрение, «накосячил» - ожидай расплаты…
Тот самый метод кнута и пряника, с детства знакомый всем, и нанесший немало душевных травм уже давно выросшим мамам и папам. Уверена, что у каждого из нас, есть своя история о несправедливом наказании, несоизмеримым с проступком.
Помню, как меня в детстве пугали офицерским ремнем с портупеей. Я боялась, и прятала его в шкафу, как могла, чтобы родители не нашли «воспитателя», и не наказали меня - «как следует».
Угрожая и запугивая детей, взрослые, тем самым, уходят от решения проблемы: ребенок продолжает «вести себя неправильно», просто действуя уже исподтишка.
Старые методы воспитания через боль, стыжение и чувство вины, исчерпывают себя – у них слабый КПД (коэффициент полезного действия), и требуется постоянное увеличение дозы: каждый раз приходится придумывать более сильное наказание, «дабы проучить неслуха».
Чем же чреваты наказания?
Наказания приводят к подобным чувствам у детей:
А самый большой провал наказаний в том, что они не решают проблем воспитания, давая лишь временную отсрочку! Поднимая руку на провинившегося, или крича во все горло, родители лишают ребенка главного – осознания своей вины, своего плохого поведения!
В итоге, дети часто «на автомате» говорят: «Прости меня!», «Извини!» - лишь бы поскорее избавиться от нотаций, возмездия от старших.
Гораздо продуктивнее, когда детвора, сама находит и предлагает решения проблемной ситуации.
И как вы понимаете, старые методы воспитания, основанные на страхе и насилии, в современности бессильны, они изжили себя. Давайте рассмотрим другие варианты, на примере: ребенок разбил дорогую люстру в гостиной. Мама заходит в комнату, и начинает кричать…
Альтернативы наказаниям и крикам:
В этой ситуации, даже, если ребенок предложит отдать на покупку новой люстры все свои карманные деньги, не отказываете ему. Таким образом, он проявляет самостоятельность в решении проблемы.
В случае, когда взрослого, при виде разбитого сокровища, «просто бомбит», и его состояние близко к сумасшествию, рекомендую следующее:
Если жаждите возмездия – наказывайте, но используйте методы «Решения проблемы», те, что указаны ниже.
Для решения проблемы:
Знаете, а ведь слово «наказание» пришло к нам из недавнего прошлого, и имело оно совсем другое значение. Наказ — это наставление, поучение, распоряжение; поручение, обращение, содержащее перечень требований и пожеланий.
Поэтому, «наказывая» детям свои просьбы и пожелания стоит использовать:
Никто не может с уверенностью сказать, что именно останется в памяти из детства у вашего чада. И было бы здорово, чтобы эти воспоминания были окрашены не в серо-черные тона, где мать и отец орут, бьют, ставят в угол, отбирают игрушки…
Важно, чтобы фрагменты из детства были более светлыми и позитивными, ведь они дают почву для формирования собственной семьи в будущем, и совместных игр уже со следующим поколением, вашими внуками!
Помните, быть идеальным родителем невозможно, а быть достаточно хорошим – вполне посильная задача для каждого!