Подготовка к школе

В   В качестве диагностического инструментария нами используются методика «Лесенка (В.Г.Щур), методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконина). Для определения уровня готовности к школе руководствуемся пособием Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду». Пособие удобно тем, что в нём содержится комплект материалов, структурированных по возрастам, а так же методическое пособие с подробным описанием процедуры диагностики и критериями оценки. Пособие предназначено для педагогов-психологов ДОУ.
Как повысить интеллектуальную готовность.
·               Первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых приобрёл за первые 6-7 лет. В течение всего дошкольного возраста у ребенка необходимо развивать систему представлений о жизни страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний формируется любознательность. Умение анализировать можно развивать посредством игр по принципу «Четвёртый лишний» (предложите ребёнку убрать лишнее слово/картинку).      
·               Для того чтобы у ребёнка развивалось умение обобщать по общему признаку (группы слов/картинок) предложите ему поиграть в игру «Назови одним словом», «Назови семью».
·         взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний формируется любознательность.
·         Умение анализировать можно развивать посредством игр по принципу «Четвёртый лишний» (предложите ребёнку убрать лишнее слово/картинку).
·         Для того чтобы у ребёнка развивалось умение обобщать по общему признаку (группы слов/картинок) предложите ему поиграть в игру «Назови одним словом», «Назови семью».
·         Очень важно, чтобы ребёнок научился мыслить логически, рассуждать. Вы можете предложить ребёнку ряд вопросов во время прогулки или во время ожидания в очереди: «Как ты думаешь, кто больше лошадь или овца?», «Почему снег бывает зимой, а не летом?» и т.п.
·         Замечательно, если ребёнок любит собирать разрезные картинки, пазлы. В процессе этих игр у ребёнка развивается мышление, восприятие, мелкая моторика.
·         Внимание и память можно развивать посредством таких игр: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Лабиринты», «Найди отличия», «Найди и вычеркни».
·         Ни для кого не секрет, что у современных дошкольников слабо развито воображение. Предложите детям поиграть на природе: наблюдение за облаками «На что похоже облако?», «Угадай, чей силуэт?». Большую радость доставляет детям совместное сочинение сказок, загадок и т.п. И, конечно же, ничто так не погружает в мир фантазии как чтение волшебных сказок!
·         В школе ребёнку очень пригодится умение использовать условные (знаковые) обозначения: палочки, схемы, знаки, рисунки (предложите ребёнку придумать обозначения для каждого слова, части рассказа, стихотворения).
·         Наблюдение является основой мышления дошкольников, поэтому старайтесь обращать внимание ребёнка на то, что его окружает!
 
Как развивать эмоционально-волевую готовность.
·         Необходимо учить ребёнка действовать по инструкции: начинать нужно с простых заданий (Например: предложите ребёнку полить цветы. Для начала необходимо сообщить алгоритм действий: лейку можно взять в тумбочке в ванной, далее наполнить лейку водой, аккуратно полить цветы на окне). При этом обязательно нужно просить ребёнка повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что он всё услышал и правильно понял (можно прибегнуть к схеме-подсказке).
·         Обратите ваше внимание на то, как ребёнок работает с конструктором, может ли он работать со схемой.
·         Для тренировки произвольного поведения хороши графические диктанты под диктовку или по заданному образцу.
·         Можно давать задания такого характера: подчеркивать или вычёркивать определённую букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте (предложите ребёнку игру «Найди и вычеркни»).
·         Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания: подумайте, умеет ли ваш ребёнок убирать за собой игрушки, заправлять свою постель, завязывать шнурки, может ли ребёнок сам себя занять?
 
Как повысить социально-личностную готовность.
·         Готовый к школе ребёнок любит и умеет общаться со сверстниками и взрослыми. Как же развивать умение общаться, если не всё получается? Дети очень любят играть со взрослыми, предложите ребёнку совместные творческие игры такого характера: «Мама звонит дочке/сыну», «Необходимо вызвать врача, заболевшему братишке», «Приглашаем в гости друзей» и т.п.
·         Подсказывайте ребёнку, что начинать говорить самому можно только после того, как собеседник закончил свою мысль - так формируется умение слушать собеседника, не перебивая его.
·         В течение всего дошкольного детства необходимо формировать умение пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.
·         Главным примером для развития навыков общения ребёнка является пример взрослого!
·         Для развития общения со сверстниками необходимо чаще организовывать детские праздники, развлечения совместно с другими детьми.
 
Как повысить мотивацию к обучению в школе.
Учебно-познавательная мотивация – наличие у детей желания учиться.
·         Для этого необходимо пояснить детям, что значит быть школьником, кто такой учитель, какие обязанности появятся в школе.
·         Постарайтесь заранее познакомить ребёнка со школьными атрибутами: что такое парта, портфель, для чего в школе нужен звонок, что такое перемена.
·         Предложите ребёнку поиграть в сюжетно-ролевую игру «Школа», где ребёнок может побывать в роли «ученика» и в роли «учителя».
·         Чтобы воспитать у детей интерес к получению новых знаний: чаще задавайте детям вопросы поискового характера («Как ты думаешь, почему гремит гром?», «Почему идёт снег?»).
·         Необходимо давать ребёнку только положительную информацию о школе: беседы, чтение стихов и рассказов, рассматривание иллюстраций, экскурсия в школу. Старайтесь не говорить плохо о школе, никогда не пугайте школой! («Вот пойдёшь в школу, будешь одни двойки получать»).
·         Предложите ребёнку познакомиться с его будущим учителем до начала занятий в школе.
·         Постарайтесь несколько раз посетить с ребёнком его будущий класс, предложите посидеть за партой, погулять по коридорам школы. Замечательно если ребёнок уже знаком с некоторыми из его будущих одноклассников.
·         Не забывайте чаще хвалить своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Таким образом, вы формируете ситуацию успеха и укрепляете его веру в собственные силы и возможности.
Психологическая готовность ребёнка к школе является результатом развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
·          взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний формируется любознательность.
·         Умение анализировать можно развивать посредством игр по принципу «Четвёртый лишний» (предложите ребёнку убрать лишнее слово/картинку).
·         Для того чтобы у ребёнка развивалось умение обобщать по общему признаку (группы слов/картинок) предложите ему поиграть в игру «Назови одним словом», «Назови семью».
·         Очень важно, чтобы ребёнок научился мыслить логически, рассуждать. Вы можете предложить ребёнку ряд вопросов во время прогулки или во время ожидания в очереди: «Как ты думаешь, кто больше лошадь или овца?», «Почему снег бывает зимой, а не летом?» и т.п.
·         Замечательно, если ребёнок любит собирать разрезные картинки, пазлы. В процессе этих игр у ребёнка развивается мышление, восприятие, мелкая моторика.
·         Внимание и память можно развивать посредством таких игр: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Лабиринты», «Найди отличия», «Найди и вычеркни».
·         Ни для кого не секрет, что у современных дошкольников слабо развито воображение. Предложите детям поиграть на природе: наблюдение за облаками «На что похоже облако?», «Угадай, чей силуэт?». Большую радость доставляет детям совместное сочинение сказок, загадок и т.п. И, конечно же, ничто так не погружает в мир фантазии как чтение волшебных сказок!
·         В школе ребёнку очень пригодится умение использовать условные (знаковые) обозначения: палочки, схемы, знаки, рисунки (предложите ребёнку придумать обозначения для каждого слова, части рассказа, стихотворения).
·         Наблюдение является основой мышления дошкольников, поэтому старайтесь обращать внимание ребёнка на то, что его окружает!
 
Как развивать эмоционально-волевую готовность.
·         Необходимо учить ребёнка действовать по инструкции: начинать нужно с простых заданий (Например: предложите ребёнку полить цветы. Для начала необходимо сообщить алгоритм действий: лейку можно взять в тумбочке в ванной, далее наполнить лейку водой, аккуратно полить цветы на окне). При этом обязательно нужно просить ребёнка повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что он всё услышал и правильно понял (можно прибегнуть к схеме-подсказке).
·         Обратите ваше внимание на то, как ребёнок работает с конструктором, может ли он работать со схемой.
·         Для тренировки произвольного поведения хороши графические диктанты под диктовку или по заданному образцу.
·         Можно давать задания такого характера: подчеркивать или вычёркивать определённую букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте (предложите ребёнку игру «Найди и вычеркни»).
·         Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания: подумайте, умеет ли ваш ребёнок убирать за собой игрушки, заправлять свою постель, завязывать шнурки, может ли ребёнок сам себя занять?
 
Как повысить социально-личностную готовность.
·         Готовый к школе ребёнок любит и умеет общаться со сверстниками и взрослыми. Как же развивать умение общаться, если не всё получается? Дети очень любят играть со взрослыми, предложите ребёнку совместные творческие игры такого характера: «Мама звонит дочке/сыну», «Необходимо вызвать врача, заболевшему братишке», «Приглашаем в гости друзей» и т.п.
·         Подсказывайте ребёнку, что начинать говорить самому можно только после того, как собеседник закончил свою мысль - так формируется умение слушать собеседника, не перебивая его.
·         В течение всего дошкольного детства необходимо формировать умение пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.
·         Главным примером для развития навыков общения ребёнка является пример взрослого!
·         Для развития общения со сверстниками необходимо чаще организовывать детские праздники, развлечения совместно с другими детьми.
 
Как повысить мотивацию к обучению в школе.
Учебно-познавательная мотивация – наличие у детей желания учиться.
·         Для этого необходимо пояснить детям, что значит быть школьником, кто такой учитель, какие обязанности появятся в школе.
·         Постарайтесь заранее познакомить ребёнка со школьными атрибутами: что такое парта, портфель, для чего в школе нужен звонок, что такое перемена.
·         Предложите ребёнку поиграть в сюжетно-ролевую игру «Школа», где ребёнок может побывать в роли «ученика» и в роли «учителя».
·         Чтобы воспитать у детей интерес к получению новых знаний: чаще задавайте детям вопросы поискового характера («Как ты думаешь, почему гремит гром?», «Почему идёт снег?»).
·         Необходимо давать ребёнку только положительную информацию о школе: беседы, чтение стихов и рассказов, рассматривание иллюстраций, экскурсия в школу. Старайтесь не говорить плохо о школе, никогда не пугайте школой! («Вот пойдёшь в школу, будешь одни двойки получать»).
·         Предложите ребёнку познакомиться с его будущим учителем до начала занятий в школе.
·         Постарайтесь несколько раз посетить с ребёнком его будущий класс, предложите посидеть за партой, погулять по коридорам школы. Замечательно если ребёнок уже знаком с некоторыми из его будущих одноклассников.
·         Не забывайте чаще хвалить своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Таким образом, вы формируете ситуацию успеха и укрепляете его веру в собственные силы и возможности.
Психологическая готовность ребёнка к школе является результатом развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
·         взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний формируется любознательность.
·         Умение анализировать можно развивать посредством игр по принципу «Четвёртый лишний» (предложите ребёнку убрать лишнее слово/картинку).
·         Для того чтобы у ребёнка развивалось умение обобщать по общему признаку (группы слов/картинок) предложите ему поиграть в игру «Назови одним словом», «Назови семью».
·         Очень важно, чтобы ребёнок научился мыслить логически, рассуждать. Вы можете предложить ребёнку ряд вопросов во время прогулки или во время ожидания в очереди: «Как ты думаешь, кто больше лошадь или овца?», «Почему снег бывает зимой, а не летом?» и т.п.
·         Замечательно, если ребёнок любит собирать разрезные картинки, пазлы. В процессе этих игр у ребёнка развивается мышление, восприятие, мелкая моторика.
·         Внимание и память можно развивать посредством таких игр: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Лабиринты», «Найди отличия», «Найди и вычеркни».
·         Ни для кого не секрет, что у современных дошкольников слабо развито воображение. Предложите детям поиграть на природе: наблюдение за облаками «На что похоже облако?», «Угадай, чей силуэт?». Большую радость доставляет детям совместное сочинение сказок, загадок и т.п. И, конечно же, ничто так не погружает в мир фантазии как чтение волшебных сказок!
·         В школе ребёнку очень пригодится умение использовать условные (знаковые) обозначения: палочки, схемы, знаки, рисунки (предложите ребёнку придумать обозначения для каждого слова, части рассказа, стихотворения).
·         Наблюдение является основой мышления дошкольников, поэтому старайтесь обращать внимание ребёнка на то, что его окружает!
 
Как развивать эмоционально-волевую готовность.
·         Необходимо учить ребёнка действовать по инструкции: начинать нужно с простых заданий (Например: предложите ребёнку полить цветы. Для начала необходимо сообщить алгоритм действий: лейку можно взять в тумбочке в ванной, далее наполнить лейку водой, аккуратно полить цветы на окне). При этом обязательно нужно просить ребёнка повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что он всё услышал и правильно понял (можно прибегнуть к схеме-подсказке).
·         Обратите ваше внимание на то, как ребёнок работает с конструктором, может ли он работать со схемой.
·         Для тренировки произвольного поведения хороши графические диктанты под диктовку или по заданному образцу.
·         Можно давать задания такого характера: подчеркивать или вычёркивать определённую букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте (предложите ребёнку игру «Найди и вычеркни»).
·         Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания: подумайте, умеет ли ваш ребёнок убирать за собой игрушки, заправлять свою постель, завязывать шнурки, может ли ребёнок сам себя занять?
 
Как повысить социально-личностную готовность.
·         Готовый к школе ребёнок любит и умеет общаться со сверстниками и взрослыми. Как же развивать умение общаться, если не всё получается? Дети очень любят играть со взрослыми, предложите ребёнку совместные творческие игры такого характера: «Мама звонит дочке/сыну», «Необходимо вызвать врача, заболевшему братишке», «Приглашаем в гости друзей» и т.п.
·         Подсказывайте ребёнку, что начинать говорить самому можно только после того, как собеседник закончил свою мысль - так формируется умение слушать собеседника, не перебивая его.
·         В течение всего дошкольного детства необходимо формировать умение пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.
·         Главным примером для развития навыков общения ребёнка является пример взрослого!
·         Для развития общения со сверстниками необходимо чаще организовывать детские праздники, развлечения совместно с другими детьми.
 
Как повысить мотивацию к обучению в школе.
Учебно-познавательная мотивация – наличие у детей желания учиться.
·         Для этого необходимо пояснить детям, что значит быть школьником, кто такой учитель, какие обязанности появятся в школе.
·         Постарайтесь заранее познакомить ребёнка со школьными атрибутами: что такое парта, портфель, для чего в школе нужен звонок, что такое перемена.
·         Предложите ребёнку поиграть в сюжетно-ролевую игру «Школа», где ребёнок может побывать в роли «ученика» и в роли «учителя».
·         Чтобы воспитать у детей интерес к получению новых знаний: чаще задавайте детям вопросы поискового характера («Как ты думаешь, почему гремит гром?», «Почему идёт снег?»).
·         Необходимо давать ребёнку только положительную информацию о школе: беседы, чтение стихов и рассказов, рассматривание иллюстраций, экскурсия в школу. Старайтесь не говорить плохо о школе, никогда не пугайте школой! («Вот пойдёшь в школу, будешь одни двойки получать»).
·         Предложите ребёнку познакомиться с его будущим учителем до начала занятий в школе.
·         Постарайтесь несколько раз посетить с ребёнком его будущий класс, предложите посидеть за партой, погулять по коридорам школы. Замечательно если ребёнок уже знаком с некоторыми из его будущих одноклассников.
·         Не забывайте чаще хвалить своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Таким образом, вы формируете ситуацию успеха и укрепляете его веру в собственные силы и возможности.
Психологическая готовность ребёнка к школе является результатом развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.